Ларина Александра Михайловна, учитель-логопед
Дидактический инструментарий
Дидактический инструментарий
Учителя - логопеда Лариной А.М. МБДОУ №122 «Лучистый»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие «Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи» (далее – карты) предназначены для учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Карты составлены с учетом разделов программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь. В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой. Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов. В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования. Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода. Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система: - 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания; - 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой); - 1 балл - тестовое задание не выполнено. По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле: Сумма баллов Количество заданий
По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле: Сумма средних баллов по разделам Количество разделов
Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются: 1 балл – ОНР 1 уровня; более 1 менее 2 баллов – ОНР 2 уровня; 2 менее 2,5 балла – ОНР 3 уровня; -2,5 менее 3 баллов – ОНР 4 уровня. Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной .
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
При изучении анамнеза в первую очередь обращается внимание на выявление неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей и т.д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития. При обследовании строения, подвижности артикуляторного аппарата следует отметить помимо количественной характеристики строения наличие качества объема движений, точности, темпа, переключаемости. Это же касается и оценки состояния ручной моторики. Следующие разделы карты содержат задания для обследования состояния звукопроизношения, фонематических процессов, воспроизведения звуко-слоговой структуры слов. При обследовании состояния звукопроизношения необходимо обратить внимание на принципиальный методологический характер - разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи. Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы. При изучении импрессивной речи дается не так много тестовых заданий. Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Большое внимание уделяется изучению состояния связной речи, ее правильному лексико-грамматическому оформлению, а также умению устанавливать причинно-следственные связи. С этой целью предлагается использовать прием составления предложения по предлагаемой ребенку картинке. Прежде всего, выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3- 4 слов, т.е. с определением. Дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выявляется умение детей строить предложения с однородными членами. Далее дается задание с усложнением: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Здесь необходимо правильно воспринять картинки и вычленить типовую ситуацию, построить и проверить гипотезу о смысле серии. Далее нужно построить программу высказывания, найти нужные синтаксические и лексические средства и реализовать высказывание. Пересказ текста «Белочка и зайчик». Это задание требует восприятия и удержания слухоречевой информации, выделения смысла текста и его воспроизведения, оно провоцирует множественные лексические, грамматические ошибки. В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности.
Ход обследования. 1.Игра «Обезьянки». Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционного аппарата. Инструкция: повтори за мной: поднять брови, нахмурить брови, прищурить глаза, надуть-втянуть щёки, «улыбка»-«трубочка», оскал, вибрация-«тпру», «лопатка», «жало», «часики», «качели», «вкусное варенье», «лошадка».
2.Игра «Весёлые пальчики». Цель: обследовать ручную моторику (объём движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука). Инструкция: покажи ушки, покажи рожки, сложи кольцо 1-2,3,4,5, «игра на рояле», «кулак – ребро – ладонь», «застёжка», «шнуровка».
3.Игра «Повтори за мной» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследовать состояние звукопроизношения. Инструкция: повтори за мной: Собака-усы-нос (с), сети-синий-гусь (сь), зубы-коза-зонт (з),узел-газета-земляника (зь), цепь-яйцо-индеец (ц), шапка-машина-душ (ш), жук-ножницы-ножи (ж), чайник-мяч-бабочка (ч), щётка-ящик-плащ (щ), рыба-корова-топор (р), репа-фонари-дверь (рь), лук-пила-дятел (л), лейка-лимон-ель (ль), яблоко-майка-юбка (й), мыло-сом (м), носки-диван-окно (н), бант-банан-клубок (б), дом-удочка-дерево (д,дь), вата-савок (в), кот-банка-паук (к), ботинки-кит (кь), губы-попугай (г), гитара-бегемот (гь), халат-ухо-петух (х), мухи-орехи (хь).
3.Игра «Будь внимательным» Цель: обследовать фонематическое восприятие. Инструкция: послушай внимательно и повтори за мной: па-ба, ба-па, та-да, да-та, ка-га, га-ка, та-да-та, да-та-да, ка-га-ка, га-ка-га, са-ша, за-жа, мишка-мышка, бочка-почка, лук-люк, трава-дрова, крыса-крыша, жар-шар, коса-коза, рожки-ложки.
4.Игра «Поймай звук» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование фонематического анализа. Инструкция: - выдели гласный звук, стоящий в начале слова (облако, аист, иголка); - выдели гласный звук, стоящий в конце слова (пила, грибы, очки); - выдели согласный звук, стоящий в конце слова (кот, дом, стул); - выдели согласный звук, стоящий в начале слова (танк, санки, мышь); - определи количество звуков в слове (нос, улитка); - составь слово из звуков (к,о,т; ш,у,б,а).
5.Игра «Внимательные ушки» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование звуко – слоговой структуры слова. Инструкция: повтори за мной: пуговица, кукуруза, гусеница, самокаты, милиционер, велосипед, сковорода, телевизор; Мальчики слепили снеговика; Водопроводчик чинит водопровод; На перекрёстке стоит регулировщик.
6.Игра «Помогай-ка». Цель: обследовать состояние лексико – грамматического строя (импрессивная речь). Инструкция: -закрой книгу, достань ручку, достань ручку и положи её на книгу; реши задачи (Петя ударил Васю. Кому больно?; Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?); - покажи, где самолёты летят, где самолёт летит?; - покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают?; - покажи карандашом ручку, покажи карандаш ручкой; - покажи дочку мамы, покажи маму дочки; - покажи где: кот идёт к дому, кот в доме, кот перед домом, кот вылезает из трубы, кот выглядывает из-за крыльца.
7.Игра: «Назови» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследовать состояние лексико – грамматического строя (экспрессивная речь, активный словарь). Инструкция: - назови одним словом (посуда, мебель, овощи, фрукты, дикие, домашние животные, транспорт, деревья, инструменты, бытовая техника, школьные принадлежности); - назови части туловища, назови части лица (голова, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза; локоть, колено, ноготь; затылок, запястье, подбородок); - покажи части стула и чайника (спинка, сиденье, ножка; донышко, носик, ручка). 8.Игра «Что делает?» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование состояние лексико – грамматического строя (глагольный словарь). Инструкция: что делает? (летит, скачет, стучит, рисует, умывается, шьёт, вяжет, вышивает, варит, печёт, жарит).
9.Игра «Скажи наоборот» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование состояние лексико – грамматического строя (словарь признаков). Инструкция: скажи наоборот: чёрный – (белый), сладкий – (кислый), твёрдый – (мягкий), большой – (маленький), высокий – (низкий), длинный – (короткий), широкий – (узкий), толстый – (тонкий).
10.Игра «Фигуры» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование состояние лексико – грамматического строя (словарь признаков). Инструкция: назови, какой формы предмет (треугольник, овал, квадрат, круг, прямоугольник).
11.Игра«Цвет.Вкус»(с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование состояние лексико – грамматического строя (словарь признаков). Инструкция: назови цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), назови оттенки розовый, коричневый, фиолетовый); какие на вкус, нарисованные фрукты и ягоды (лимон кислый, клубника сладкая, рябина горькая).
12.Игра «Маленький - большой» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (словообразовательные навыки). Инструкция: назови предметы (ключ – ключик, пуговица – пуговичка, звезда – звёздочка; дом – домище, рука – ручище, усы – усище).
13.Игра «Это чьё?» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (притяжательные прилагательные). Инструкция: посмотри на картинки и скажи «чей это хвост?» (лисий), «чьи это уши?» (заячьи), «чья это голова?» (волчья).
14.Игра «Что из чего?» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (словообразовательные навыки). Инструкция: из чего сделан предмет? (шкаф из дерева – деревянный, машина из металла – металлическая, чашка из фарфора – фарфоровая, шапка из шерсти – шерстяная).
15.Игра «Что сделал?» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (словообразовательные навыки). Инструкция: посмотри на картинки и скажи, что сделал мальчик? (пришёл, ушёл, зашёл, перешёл).
16.Игра «Как» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (качественные наречия). Инструкция: посмотри и скажи «Как ползёт черепаха?» (медленно), «Как скачет конь?» (быстро), «Как светит месяц?» (ярко).
17.Игра «(с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (словоизменение). Инструкция: посмотри и скажи «Кто это? Что это?» (заяц, барабан), «Без чего чайник, стол?» (без ручки, без ножки), «Даёт корм кому?» (петуху, гусю), «Мальчик нарисовал кого?» (медведя, белку), «Работает чем?» (молотком, пилой), «Мечтает о чём?» (о платье, о кукле).
18.Игра «Какой по цвету?»(с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (словоизменение). Инструкция: назови, какой по цвету этот предмет? (майка жёлтая, автобус синий, кресло красное).
19.Игра «Один-много» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (словоизменение). Инструкция: назови предметы (кот – коты, стол – столы, письмо – письма, ухо – уши).
20.Игра «Нет чего?» Цель: обследование грамматического строя речи (словоизменение). Инструкция: у меня была вишня, и я её съела, нет чего? (нет вишни); у меня было ведро, и я его потеряла, нет чего? (нет ведра); у меня было блюдце, и я его разбила, нет чего? (нет блюдца); у меня были парты, и они сломались, нет чего? (нет парт).
21.Игра «Посчитай» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование грамматического строя речи (словоизменение). Инструкция: назови количество предметов (один карандаш, два карандаша, три карандаша, семь карандашей; одно яблоко, два яблока, три яблока, семь яблок; одна тетрадь, две тетради, три тетради, семь тетрадей).
22.Игра «Расскажи» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование связной речи. Инструкция: составь предложения по картинкам («Девочка рисует», «Дети моют посуду»); составь рассказ по картинке («Кошка и молоко»); составь рассказ по серии картинок («Дети и ёж»); послушай рассказ и перескажи («Белочка и зайчик»); составь самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике.
23. «Давайте посчитаем» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование познавательных процессов (счётные операции). Инструкция: посчитай от 1 до 10 и наоборот; сосчитай, сколько предметов нарисовано (два ведра, 4 кубика); назови по порядку (первый дедушка, вторая бабушка, третья внучка, четвёртая Жучка и т.д.); сколько лап у кошки? (четыре); сколько лап у петуха? (две).
24.Игра «Где». Цель: обследование познавательных процессов (ориентировка в пространстве). Инструкция: подними карандаш высоко, низко, далеко, близко, слева, справа, слева внизу, слева вверху, справа внизу, справа вверху.
25.Игра «Когда» (с использованием демонстрационного материала). Цель: обследование познавательных процессов (ориентировка во времени). Инструкция: скажи, какое время года?(весна, лето, осень, зима); в какое время суток дети идут в детский сад? (утром); когда ребята идут гулять? (днём); когда дети ложатся спать? (вечером); назови дни недели.
26. Игра «Пазл» (с использованием дидактической игры). Цель: обследование познавательных процессов (мышление). Инструкция: собери картинку (из 6-8 частей; из 8-10 частей).
27.Игра «Четвёртый лишний» (с использованием дидактической игры). Цель: обследование познавательных процессов (мышление). Инструкция: назови лишний предмет и объясни свой выбор (стол, стул, платье, шкаф – лишнее платье, так как это одежда, а всё остальное мебель).
28.Игра «Весёлый поезд». Цель: обследование подготовки к обучению грамоте. Инструкция: с помощью хлопков раздели слова на слоги и «рассади» по вагончикам зверей, в зависимости от количества слогов: пчела, слон, бабочка.
29.Игра «Какой звук пропал?» Цель: обследование подготовки к обучению грамоте. Инструкция: закончи слово: -Мальчик держит в руке каранда…(ш); -На картине нарисован жира…(ф); -На небе летит самолё..(т).
30.Игра ««Звуковая птичка» Цель: обследование подготовки к обучению грамоте. Инструкция: найти место звука в слове: матрёшка, лимон, дом (звук «м»).
31.Игра «Посчитай предложения». Цель: обследование подготовки к обучению грамоте. Инструкция: определи количество предложений в тексте. («Яблоки созрели. Дети собирают урожай. Яблоки сложили в корзину»); выложи графическое изображение предложения («Дети собирают урожай»).
32.Игра «Звуки». Цель: обследование подготовки к обучению грамоте. Инструкция: сделай звуковой анализ слов (дом, кит); определи количество звуков в слове (дом, каша).
9 сентября 2023 в 14:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.